По секунде каждый день

Полет на дельтаплане над Рио-де-Жанейро

Более трех лет назад я наткнулась в сети на видео, которое называлось  «1 Second Everyday”.  Наверное, я слышала о нем и раньше, о нем упоминалось в фильме «Chef» или, в русском переводе, «Повар на колесах», который вышел в прокат на год раньше. Но, почему-то, именно тот ролик на просторах интернета послужил началом моего видео путешествия, которое продолжается до сих пор. Может потому, что это было видео длинной в год (то есть 6 минут, если считать по секунде в день), а может потому, что оно, по правде говоря, было довольно скучным. То есть не скучным для просмотра, я совсем не это имела в виду, а с довольно скучным сюжетом. Какой-то парень снимал чьи-то неизвестные ноги, свой ужин с довольно неудачного ракурса, и другие разные отрывки своей повседневной жизни. Часто съемки проводились в одном и том же помещении и контент был примерно одинаковый в течение многих секунд. Но именно потому, что это видео было не о поездке, оно не было ярким и захватывающим, а просто было чьей-то обычной жизнью, и поразило меня больше всего. Его все равно было ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО СМОТРЕТЬ! Тот факт, что события в нем менялись каждую секунду и всего за 6 минут я изнутри одним глазком посмотрела на чей-то жизненный отрезок длинной в год, привел меня в восторг.

Это было 11 февраля 2015 года. Моя жизнь на тот момент тоже была довольно скучной. То есть совсем скучно мне, конечно, никогда не бывает. Я всегда нахожу чем себя занять, но вся моя бразильская история подходила к концу и я это чувствовала. Я продумывала план побега. Как в компьютерной игре, когда, пройдя все возможные уровни, хочется уже новой игры, где будет куча новых преград и новых вызовов. Язык, к тому моменту, я уже довольно неплохо знала, я успела поучиться и поработать, знала где что купить/починить/поесть/сделать, куда пойти и, как и с кем хорошо провести время. И это, конечно, не минус, ни в коем случае, хорошо знать город, где ты живешь очень даже здорово, но у меня всегда было чувство, что Рио – не мой город, что мне чего-то  в нем не хватает, поэтому, получив от него все, что я могла – мне стало неинтересно. Я рассматривала возвращение в Европу, в частности меня очень привлекала в тот момент Голландия в виду многих факторов, хотя я никогда там до этого не бывала, кроме, разве, аэропорта.

И вот именно в этот момент моей жизни как-то утром по дороге на работу я и посмотрела видео этого неизвестного мне парня. У меня был маленький фотоаппарат (мыльница), который я, как раз за несколько месяцев до этого купила и я решил начать не откладывая. Камера на моем телефоне оставляла желать лучшего, поэтому я склонилась в сторону фотоаппарата. Ну и что , что сейчас не 1 января? Конечно, было бы здорово начать видео на Новый Год, но прошло уже почти полтора месяца с начала года, а ждать еще целый год мне совсем не хотелось. Поэтому я решила, что дата – это не так важно и не долго думая принялась за дело. Другими словами – меня посетило вдохновение. Пока я ехала на работу, я записала около двадцати разных секунд. То есть сами видео, я, по-началу, да и до сих пор, делаю, конечно, длиннее одной секунды, чтобы потом - при монтаже - можно было выбрать подходящий отрезок. Очень часто, особенно при съемке в людных местах, в видео попадает чей-то непроизвольный смех/громкое открытие двери/падение неизвестного предмета или еще какой-нибудь шум, который заглушает звук окружающей среды и не очень хорошо сочетается с остальными отрезками видео. Поэтому во избежание недоразумений, я всегда записываю как минимум секунд пять, а по-началу и гораздо больше.

Так, в первый месяц, я записала около ста различных роликов и никак не могла остановиться. Я чувствовала, что скоро надолго или насовсем уеду из Рио, и мне хотелось запечатлеть каждую деталь моей повседневности, которые без видео и фото, скорее всего, быстро бы стерлись из памяти. Я снимала работу, друзей, мою маленькую квартирку, места где часто бывала и которые любила, любимые виды и просто абстрактные сюжеты, кусочки фильмов, которые смотрела, книги, которые читала и тому подобное. Меня несло, я понимала, что у меня уже много часов материала и просмотреть все это и выбрать только самое важное будет нелегко, но я не останавливалась. Я решила, что разберусь с этим позже и лучше пусть у меня будет больше материала, чем его будет недоставать. В конце концов, мне не надо складывать пленки с видео в коробку, единственное место, которое они займут – это память на жестком диске, а ее у меня достаточно. Когда я стала все это монтировать, я действительно очень долго возилась с этой тонной материала, и в финальное видео не вошло больше 70%  снятого в первый год материала, но зато я выбрала самые запоминающиеся, самые яркие и самые важные для меня моменты.

В процессе съемки, а потом и монтажа, я немного скорректировала для себя основную идею, которую придумал Цезарь Курияма (создатель приложения 1 Second Everyday) пять лет назад:

- Я снимаю видео не каждый день, но почти каждый день. Иногда просто забываю, особенно, если день не очень удался, или наоборот очень удался. Но я не расстраиваюсь по этому поводу, потому что, мне кажется, это не главное. Если даже снимать хотя бы 4-5 раз в неделю – все равно основные моменты твоей жизни окажутся запечатлены;

- Иногда я снимаю по несколько секунд в день и потом выбираю лучшую или даже оставляю несколько;

- В процессе монтажа (я монтирую вручную в Final Cut, но для этого есть и приложение, которое стоит около пяти долларов) я корректирую финальную версию видео в соответствии с моим художественным вкусом и лучшим сочетанием видеоотрезков. Некоторые видео просто выпадают из общего ритма, поэтому я их удаляю. Но оригинальные видео, конечно, остаются на жестком диске, так что это не так страшно;

- Все видео в финальном ролике должны быть с оригинальным звуком, чтобы передать атмосферу событий и не заглушаться никаким саундреком;

- Цезарь Курияма придерживается мнения, что снимать нужно только то, что ты видишь своими глазами, я же решила, что тоже иногда хочу быть в кадре, потому что время идет, я меняюсь, и мне интересно посмотреть на себя со стороны по прошествии нескольких лет;

Но один фактор, который мне кажется очень важным, я сохранила. Все мои отрезки в видео длятся ровно одну секунду, хоть некоторые люди и убеждали меня снимать хотя бы по несколько секунд каждого сюжета. Может стороннему наблюдателю, который не пожил, как я, эти события, одна секунда и покажется недостаточным отрезком для того, чтобы понять что произошло. Но когда смотришь цельное видео, то так или иначе, улавливается основная идея. Разные люди видят свои моменты, а какие-то моменты проходят незамеченными. Для меня самой  и того, кто был со мной в тот день и смотрит это видео - одной секунды хватает, чтобы перенестись в прошлое и прожить весь тот день (или даже несколько дней) заново.

А если начать увеличивать отрезки, то финальное видео получится или очень длинным, или, наоборот, что-то придется удалить, а долгие видео смотреть уже почти никому не интересно, наше восприятие информации год за годом ускоряется, мы все быстрее прокручиваем ленту в фейсбуке или инстаграме, а на шестой минуте ролика в YouTube нам хочется промотать видео и посмотреть чем же там все закончилось.

Если я захочу сделать более длинное видео, например, чтобы рассказать о какой-то поездке или событии, я могу сделать это отдельно, но это уже будет другой проект.

Многие мои знакомые начинали снимать, но в какой-то момент прекращали по разным причинам:

- Потому что ничего интересного, по их словам, в их жизни не происходило. Я с этим в корне не согласна. Даже если тебе кажется, что у тебя очень скучная жизнь, тем не менее, оглянувшись на нее через год станет ясно, что многое в ней поменялось, даже если ты живешь все в той же квартире и работаешь на той же работе. Встречаются новые люди, какие-то люди исчезают из твоей жизни, появляются новые увлечения, люди женятся или, наоборот, расстаются, рождаются дети. Ты смотришь фильмы, читаешь книги, куда-то ездишь, пусть даже просто за город, ходишь на концерты или в театр, другими словами – все время развиваешься – и когда посмотришь на себя со стороны через год, выяснится, что не так уж мало всего произошло и год прожит совсем не зря;

- Потому что снимали не на телефон и монтировали в приложении, а на обычный фотоаппарат, а программ для монтажа нет или не знают как или не любят с ними работать;

- Просто потому, что забывали, а потом думали, что раз уж неделя пропущена, то и продолжать не стоит;

Признаюсь, что и у меня за эти три года были недели, когда снимать совсем не хотелось или было настолько не до того, что я даже не вспоминала об этом. Самое главное – как только я осознавала, что уже давно ничего не снимала, то я тут же брала фотоаппарат или телефон и что-то снимала, чтобы не усугублять ситуацию. Или пересматривала одно из моих уже смонтированных видео, которые напоминали мне как важно все-таки продолжать и не останавливаться.

Я время от времени пересматриваю мои собственные видео и они помогают мне перенестись в прошлое, как даже фотографии не смогли бы перенести меня до конца (хотя я совсем не против фотографий, я сама много фотографирую и очень это люблю).

И именно потому, что на видео есть звук и атмосфера тех мест, где ты побывал. Голоса любимых людей, смех, пение птиц, музыка, которая в тот момент играла, шум прибоя, завывание ветра, дождь, звуки города.

Вот мои видео, которые я к этому моменту смонтировала. В них около полутора лет моей жизни, из трех с лишним, которые я веду проект. Я немного отстаю от плана монтажа, но с каждым новым видео я набиваю руку и каждый следующий монтаж дается мне легче. К тому же я стала гораздо более избирательной в съемке, что тоже приходит с практикой.

И пусть они видео вдохновят вас начать, не откладывая, прямо сегодня свое собственное видео и продолжать, не смотря ни на что! Потому что ведь так важно помнить, что с нами происходит день за днем, и видеть, что жизнь проживается совсем не зря!

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.