Daria Kravtsova (globonoceu) wrote,
Daria Kravtsova
globonoceu

Бразильские истории




Вид на искусственное озеро "Лагоа" с площадки, на которой стоит знаменитый Иисус


Как я училась снимать кино или, Что такое «плано-секуэнсия»

В последние несколько лет моей жизни в Рио я решила научиться чему-то новому. У меня была работа, но все еще оставалась куча свободного времени и я решила пойти учиться снимать кино, к тому же я очень давно об этом мечтала. К моему величайшему изумлению одна из школ кино оказалась прямо на одной с моим офисом улице в пяти минутах ходьбы и занятия начинались в 6 вечера (я работала до пяти). И нашла я ее как раз в предпоследний день подачи заявлений на поступление. В тот же день после работы я пошла поступать. Мне сказали заполнить какие-то заявления и попросили прийти на следующий день на письменный тест. Я толком не поняла что к нему надо было готовить, но на следующий день пришла на экзамен. Мне дали листочек и попросили перечислить моих любимых бразильских режиссеров с примерами их работ (я поступала на режиссерское отделение). Бразильских режиссеров я почти никаких не знала, поэтому перечислила моих любимых небразильских режиссеров. А в комментарии написала, что бразильское кино не очень люблю и стараюсь, по-возможности, его не смотреть (я действительно переживала некий кризис бразильского кино, вокруг и так было очень много Бразилии, и при походе в кинотеатр мне хотелось перенестись куда-то подальше от нее).


После этого я сдала мой тест секретарю и ушла уверенная, что, после того, как они прочитают мои ответы, вероятность того, что они мне перезвонят, очень мала. К моему величайшему изумлению на следующий день я получила email с просьбой прийти на устное собеседование. Как я потом узнала от одного из моих преподавателей, они взяли меня именно потому, что хотели показать мне, что бразильское кино не такое уж и плохое, и, может быть, к концу курса я изменю свое мнение о нем. Ну и, к тому же, им хотелось разбавить поток бразильских студентов парочкой иностранцев, и то, что я была русской, пришлось очень кстати. Так я стала учиться в школе кино.





Одна из аудиторий в школе кино Дарси Рибейро


Это была независимая вечерняя школа и обучение состояло из трех семестров. По окончании студенты получали не диплом, а сертификат, но основной целью обучения был, конечно, не он, а полученные знания и контакты, налаженные в процессе обучения. Многие мои сокурсники сформировали в процессе учебы творческие коллективы и продолжили снимать вместе кино и после окончания курса.





В школе кино Дарси Рибейро


В первом семестре у нас было несколько интересных дисциплин, в том числе Теория кино с известным португало-бразило-мозамбикским режиссером Руйем Геррой. Ему уже 86 и самые известные его фильмы вышли в шестидесятых-семидесятых-восьмидесятых годах, а в последнее время он работает над театральными постановками. Он курит сигары и разговаривает с необычным акцентом, а также, в силу преклонного возраста, не очень хорошо слышит. Тем не менее на каждом занятии он неукоснительно проверял посещаемость на второй половине лекции, зачитывая вслух полный список студентов (около ста человек), а те в ответ поднимали руки и говорили «здесь».





Руй Герра с сигарой. Фото с сайта http://atarde.uol.com.br


И вот как-то на одной из лекций Руй Герра пытался объяснить студентам какие бывают кадры в кино. Одним из типов является кадр длинной в сцену (по-португальски «плано-секуэнсия»), когда вся сцена снята одним кадром, то есть без разрывов. Он очень долго это объяснял, потом спросил есть ли вопросы. Вопросы были, кто-то что-то недопонял и он объяснил еще раз, еще более подробно. Кто-то поднял руку для каких-то уточнений и наконец все замолкли. Из аудитории несмело поднимается рука. Встает девушка.

-Профессор, а я все-таки не поняла, а что такое «плано-секуэнсия»?

У Руя Герры отвисла челюсть.

Он спросил у девушки, была ли она на занятии последние полчаса. Она ответила, что была. Он спросил, слушала ли она то, о чем он говорил, оказалось – слушала.

-И не поняла? – все пытался выяснить он.

-Не поняла.

Тогда знаменитый на все Бразилию и еще на полмира режиссер еще раз объяснил то же самое и только тогда перешел к другому вопросу, предварительно выяснив у задавшей вопрос девушке, все ли ей теперь понятно.На съемках одного из упражнений в школе

Эта ситуация, по моему мнению, очень характеризует бразильцев. Они не боятся показаться глупыми. Если им что-то не ясно, то они не постесняются и переспросят, в нашем менталитете боязнь показаться недостаточно понятливым часто останавливает нас от переспрашивания или от прояснения неясных вопросов. Конечно, это утрированный комический случай, но благодаря Бразилии я научилась не бояться спрашивать и признаваться, что я чего-то не знаю. Это очень помогло мне во время учебы и работы. Иногда, конечно, бывает полезно и промолчать, и, может, погуглить неясные моменты позже, но в большинстве случаев в «переспросить и попросить объяснить» нет ничего зазорного, так что нам есть чему у них поучиться!






Человек по имени Иваир, или Как я очень удивилась

Одной из самых обременительных сторон жизни в другой стране является то, что постоянно приходится сталкиваться со стереотипами о твоей стране и отвечать на бесчисленное количество одинаковых вопросов. То есть поначалу это совсем даже не так обременительно. Пока ты учишь новый язык – повторять одно и то же очень даже полезно. К тому же это хороший повод завязать разговор, а может и новое приятное знакомство. Последними в чужой стране не разбрасываются, особенно поначалу, когда ты еще почти никого не знаешь и каждый человеческий контакт для тебя на вес золота.






Но через несколько лет однотипные вопросы начинают приедаться и ты уже отвечаешь на них не так охотно, вплоть до того, что продавцам в магазинах и таксистам я стала говорить, что я из Аргентины, а если меня спрашивали не из Португалии ли мой акцент, то я не спорила и говорила, что, мол, да, я из Лиссабона! Тогда все сопутствующие вопросы сразу отпадали и я могла отдохнуть от разговоров до конца поездки в такси или при покупке чего-то в магазине. Но людям, с которыми тебе так или иначе нужно будет поддерживать контакт приходилось, конечно, говорить правду. И тогда я начинала рассказывать все с самого начала.

Самыми популярными вопросами были:

1. Ты откуда?

2. Ты из какого города?

3. Как же так: ты русская и тебе холодно?

Но это все предыстория, а вот и сама история:

Был у меня в школе кино преподаватель – Иваир. Преподавал философию кино. Очень неординарная личность. Постоянно что-нибудь эдакое на занятиях откалывал. Он был актер по натуре и на парах вместо занятий декламировал монологи, как будто он на сцене. Иваир говорил: «Я – Вольтер», а потом выдавал какую-нибудь цитату Вольтера, как будто это он и есть. То же самое он проделывал со многими писателями-режиссерами-философами, перевоплощаясь по несколько раз за занятие. А еще был у нас в группе студент, которого звали Вильям. И вот как-то раз на один из риторических вопросов Иваира (так как занятия были театром одного актера – его самого – мне кажется он и не ждал ответов) Вильям вставил какую-то свою реплику.

-Кто это говорит? – спросил Иваир

-Я – Вильям Шекспир! – ответил Вильям.

Все так и покатились со смеху, в том числе и сам Иваир. У бразильцев есть одно замечательное качество, за которое я их все-таки очень люблю: они совершенно незлобные. Хоть в ответе Вильяма и можно было услышать некую издевку над преподавателем – все предпочли ее не замечать и вся история превратилась в шутку, которую потом пересказывали еще много месяцев спустя.





Иваир на занятии


И вот как-то раз, выходя с несколькими сокурсниками из школы, мы выяснили, что нам с Иваиром по пути, и он предложил нас подвезти. У него в машине, как и у всех уважающих себя кариок (жителей Рио) работал кондиционер на полную мощность, так как большую часть года на улице очень жарко и без него не обойтись. И я сразу, как обычно, накинула на плечи платок, потому что от сауны на улице до холодильника в помещениях и автобусах тут всего один шаг, и я предусмотрительно ношу его всегда с собой. Я сидела на переднем сиденье рядом с Иваиром  и у нас завязался разговор (мы никогда раньше не разговаривали вне класса). Я жду, вся в предвкушении, что он сейчас скажет или спросит у меня что-нибудь совершенно необыкновенное, такое же, как и он сам. И что бы вы думали? Он поворачивается ко мне, видит меня в платке и выдает:

- Как же так, ты русская и тебе холодно???

Я просто дар речи потеряла.

История про Аллана

Когда я только начала работать в Бразилии (как я искала работу и делала рабочую визу я еще расскажу подробнее) – я чувствовала себя просто на седьмом небе. Наконец-то все бюрократические трудности, которые, казалось, никогда не кончатся, были позади, у меня была интересная работа, неплохая зарплата и куча свободного времени.





Мое рабочее место


Также у меня был хороший коллектив и лучший в мире начальник.

Одним из моих коллег был молодой парень (примерно моего возраста) Аллан. Мы с ним сразу подружились. У нас были общие интересы и мы почти каждый день вместе обедали. Так мы дружили несколько лет. В один прекрасный день Аллан пришел на работу и сообщил всем, что он собирается жениться. Все стали его поздравлять, а я задумалась о том, какие причины толкают людей на этот шаг, потому что в тот момент меня обуревали сомнения по поводу того, стоит ли вообще жениться или выходить замуж.

Тогда я спросила его почему он женится.

-Ты очень ее очень любишь и веришь, что она одна-единственная?

Уверенного ответа я на свой вопрос не получила. Аллан что-то промямлил про то, что у него, мол, возраст, и вообще «пора». Хотя ему было только слегка за тридцать (по бразильским меркам – довольно молодой, многие женятся только к сорока).

Меня это не особенно убедило.

Но замуж выходила не я, так что все шло своим чередом, пока, наконец, я и несколько моих коллег не получили приглашения на свадьбу. Бразильцы вообще очень любят пышно отмечать значимые события в жизни (пятнадцатилетия, свадьбы, выпускные) и готовы годами на них копить, чтобы потом отметить все как можно шикарнее. Так было и с этой свадьбой. Аллан и его невеста Дайана арендовали очень красивое место в горах недалеко от города с лужайками, фонарями, качелями и бассейном. Для церемонии венчания (в Бразилии традиционно венчаются, потому что люди там в основном очень религиозные) было отведено отдельное место с алтарем, белыми цветами и белыми тюлями. На церемонию был приглашен оркестр и священник-евангелист (Аллан и его невеста были евангелистами). Невеста, как в фильмах, долго шла к алтарю под красивую музыку живого оркестра, а взволнованный Аллан поджидал ее там.





Фото со свадьбы


Потом были клятвы:

-Клянешься ли ты, Аллан, любить Дайану до конца жизни, никогда ей не изменять, быть всегда рядом в счастье и горести, в болезни и здравии?

-Клянусь!

Поклялась и невеста. Аллан рыдал, Дайана рыдала, слышались всхлипы среди гостей. Все было очень трогательно. Я с интересом наблюдала за происходящим. Потом было угощение и танцы, кидание букета, разыгрывание сувениров и прочие увеселительные мероприятия.

К полуночи гости стали расходиться.

После свадьбы Аллан и Дайана поехали в небольшое путешествие, поэтому на работе он появился только неделю спустя. Он казался веселым и отдохнувшим, поэтому я подумала, что, возможно, ошибалась в моих суждениях и Аллан действительно счастлив.

Как-то раз, через несколько недель после вышеупомянутой свадьбы, мне нужно было доделать расчет и я осталась на несколько часов после рабочего дня. Аллан тоже не торопился домой, он работал над написанием кода для расчета некоторых элементов атомной станции, над проектом которой мы работали. Остальные работники постепенно расходились по домам, часам к семи в офисе остались только мы с Алланом. Это был не первый раз, когда мы оставались одни, часто мы работали до девяти или даже десяти вечера, заказывали пиццу и завершали накопившиеся дела. Так было и на этот раз. Аллан помогал мне с каким-то расчетом, поэтому он пересел ближе к моему столу, чтобы видеть экран моего компьютера. И вот в какой-то момент совершенно неожиданно он оказался в моей личной зоне, гораздо ближе, чем мне бы этого хотелось. Я опешила и отстранилась. Это действительно было непредвиденным поворотом событий, учитывая то, что между нами не было и намека на флирт в течение тех нескольких лет, что мы были знакомы. Более всего меня поразил тот факт, что он только что женился. И я лично была на свадьбе и слушала их клятвы меньше месяца назад! Что же это было тогда и почему люди идут на этот шаг не будучи уверенными в том, что они действительно этого хотят? Или они уверенны до, но их обуревают сомнения после?

В любом случае нашей дружбе пришел конец. Обстановка стала напряженной, мы перестали вместе обедать и даже толком разговаривать. Через несколько месяцев лед немного оттаял, но я до конца так и не смогла себя перебороть, и наша дружба уже не стала прежней.

Вот такая история. Не знаю насколько этот случай характерен для Бразилии в целом, но для меня это было очень удивительно и еще больше разуверило в их искренности, когда дело доходит до громких клятв. А может это общечеловеческая черта, а не только бразильский показатель? Не знаю, но с тех пор я с еще большей осторожностью относилась к их обещаниям.

Но как процитировал герой моего любимого фильма «Доживем до понедельника»:

«Не властны мы в самих себе

И, в молодые наши леты,

Даем поспешные обеты,

Смешные, может быть, всевидящей судьбе»

«Призвание», Евгений Баратынский






Tags: Histórias do Brasil, brasil, brazil, brazilian tales, cinema, ecdr, living abroad, movies, rio de janeiro, russians in brazil, russos no brasil, studying abroad, travel, Бразилия, Бразильские истории, Жизнь за границей, Кино, Путешествия, Рио-де-Жанейро, Русские в Бразилии, Школа кино, учеба за границей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments